Два чувства с детства близки нам –

В них обретает сердце пищу: 

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как без оазиса пустыня,

 И как алтарь без божества.

                   (А.С.Пушкин)

 

  Бортеневская битва

    Бортеневская битва — сражение, произошедшее 22 декабря 1317 года у села Бортенево, в котором тверской князь Михаил Ярославич разбил объединённое войско московского князя Юрия Даниловича и татарского темника Кавгадыя, вторгшееся в пределы Тверского княжества. Первое на Руси победоносное выступление против Орды.

    Михаил Ярославич Тверской (1271 г. – 1318 г.) – князь Тверской с 1285 г., князь Великий Владимирский с 1305 г. по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. Впервые упоминается в летописных источниках, как Тверской князь, в возрасте 14-и лет в 1285 г. при закладке первого на Руси после нашествия Орды каменного храма в Твери Спасо-Преображенского собора.

    В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновляется общерусское летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, ставится задача представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего явился сборник “Мерило Праведное”, рассматривавший вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти.

    Жена Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского по его дочери Марии. Приход Анны в Тверской княжеский дом укрепил в этом доме культ общего предка Михаила и Анны — Михаила Черниговского, его идеи борьбы с Ордой, его борьбу за чистоту православия. Не случайно все трое были канонизированы русской православной церковью.

    После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Ярославич в возрасте 33 лет едет в Орду и получает там ярлык на Великое Владимирское княжение. На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь ярко выраженной антиордынской направленности, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первым стали называть “Великим князем всея Руси” и “самодержцем”, именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт.

    Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нём первые шаги к экономическому объединению. Немецкий учёный Э. Клюг утверждает: “Михаил Ярославич был первым великим князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды”. Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощнейшим рычагом будущего экономического благосостояния.

    В 1315 г. новый хан Орды Азьбяк вручил Михаилу Ярославичу ярлык на Великое Владимирское княжение. Но через два года князь Юрий Данилыч Московский, женившись на сестре хана, получил в приданое этот ярлык на Великое Владимирское княжение. Московский князь вернулся на Русь в сопровождении огромного Ордынского войска во главе с князем Кавгадыем. Под Костромою Михаил Ярославич добровольно, без боя уступил Великое княжение Московскому князю, оговорив с ним и Ордынским князем Кавгадыем свою неприкосновенность в тверской земле.

    Но Кавгадый и Юрий Московский нарушили договорённость и вторглись в пределы тверской земли с Востока, а с Запада по приказу Кавгадыя пришли воевать тверские земли Новгородцы. Началось трёхмесячное разорение тверской земли.


    Михаил Ярославич, разбив сначала под Торжком новгородцев, дал решительное сражение объединённым Московско – Ордынским силам в 40 верстах от Твери под Бортенево на реке Шоша


    Русичи вынудили непобедимых доселе ордынских воинов бежать с поля боя и “неволею отступить в стан”, после чего ордынцы вместе со своими князьями были взяты в плен.  

    Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осуждён и казнён. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил Ярославич Тверской предпочёл сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь. На заре становления нашей государственности русский князь совершил великий подвиг — “положил жизнь за други своя”. В 1549 году на втором Московском Соборе он был причислен к лику святых. Русская православная церковь установила день поминовения Святого Благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря.

    Духовник Михаила Тверского, настоятель Тверского Отроч монастыря, свидетель казни Михаила в Орде, отец Александр оставил нам “Житие Михаила Тверского”, которое является одновременно и памятником истории и литературы. Наши предки на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде изобразили Михаила Тверского рядом с Александром Невским,

так же рядом они изображены Карлом Брюлловым в Исаакиевском соборе в Петербурге. К образу Михаила обратился и ученик К. Брюллова, Орлов, две работы которого хранятся в Тверской картинной галерее. 

   

    Блестящие поэтические строки посвятили Михаилу Ярославичу К. Рылеев, А.А. Бестужев- Марлинский, А.Н. Муравьёв и современный поэты

  

    Битва при Бортенево состоялась 22 декабря 1317 г, а 22 декабря 1941 года деревня Бортенево была сожжена немцами при отступлении. В наши дни на этом месте    создан мемориальный комплекс "Бортеневская битва" — поставлен памятный гранитный крест и часовня Михаила Тверского.

Вопросы викторины.

1.Как звали отца князя Михаила Тверского?

2.Кем приходился Александр Невский князю Михаилу?

3.Назовите имя матери Михаила.

4.Какой храм по велению Михаила впервые был построен в Твери?

5.Как звали жену Михаила?

6.Что получил в Орде князь Михаил в возрасте 33 лет?

7. Как впервые стали называть Михаила Тверского?

8.Кто нечестным путём отобрал ярлык у Михаила Тверского?

9.В каком сражении  войско под руководством князя Михаила Ярославича одержало победу над объединёнными Московско- Ордынскими силами?

10.Почему Михаил Тверской был вызван в Орду?

11.Почему Михаил Тверской поехал в Орду на верную смерть?

12.Что произошло  1549 году на втором Московском Соборе?

13.Какого числа церковь установила день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского? 

Святое семейство Михаила Тверского и Анны Кашинской  

    3 августа Православная Церковь  вспоминает святую благоверную княгиню Анну Кашинскую (день обретения её мощей).

    Святого благоверного великого князя Михаила особо почитают в Твери, святую благоверную княгиню-инокиню Анну – в Кашине, но мало кто знает, что они являются такими же покровителями семьи, любви и супружеской верности, как, например, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария.

    А еще Михаила Тверского и Анну Кашинскую можно считать покровителями всей православной Руси, так как Михаил Ярославич, будучи великим князем Владимирским, впервые называется в летописях «великий князь всея Руси».

  Святое семейство Михаила и Анны  унаследовало присущие святым благоверным князьям качества: любовь к Богу и к людям, твердость в вере, милосердие, готовность положить душу свою за други своя…

    Михаил Ярославич родился в 1271 году на сороковой день после смерти отца – тверского князя Ярослава Ярославича – и был воспитан в христианском благочестии своей матерью великой княгиней Ксенией, которая была очень мудрой женщиной и фактически правила княжеством до совершеннолетия сына.

    Важный момент в  жизни Михаила Тверского – закладка Спасо-Преображенского собора в Твери в 1285 году – первого каменного храма после монголо-татарского нашествия, на 50 лет раньше Москвы. 

    В 1294 году Михаил Ярославич  женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне. Когда настало время выбирать Михаилу невесту, княгиня Ксения узнала, что у ростовского князя подрастает дочь – девушка красивая, умная, благочестивая, добродетельная, благородного происхождения.  Для Ксении и Михаила это был и политический союз, направленный на укрепление мирных отношений с Ростовским княжеством.  

    Тяжелые испытания, которые выпали на долю Михаила и Анны в начале совместной жизни (пожары в Твери, когда город дважды выгорал дотла, болезнь Михаила, неурожаи и засухи, смерть первенца – дочери Феодоры), только укрепили их брак. Так Господь готовил их к более сложным испытаниям. Затем у Михаила и Анны родилось четверо сыновей: Дмитрий, которого впоследствии прозвали Грозные Очи, Александр, Константин и Василий.

    После смерти великого князя Андрея Александровича,   Ярлык на великое княжение получил   – Михаил Тверской – в 1305 году. Но с этим не смог смириться московский князь Юрий Данилович, и с тех пор начал строить козни против Михаила. В 1317 году он лестью, подкупом и интригами все-таки получил ярлык, женился на сестре хана Узбека Кончаке, пошел на Михаила войной, разоряя тверские земли, но был разбит в Бортневской битве 22 декабря 1317 года. Юрий бежал, а тем временем умерла Кончака , взятая в плен Михаилом Тверским. Ее и татарского князя Кавгадыя содержали как царственных пленников, не причиняя вреда. Кончака умерла сразу после того, как был отпущен Кавгадый. Юрий объявился в Золотой Орде, и Михаила вызвали туда на суд. Он знал, что идет на верную смерть, но был готов положить душу свою за други своя, и Анна его в этом поддерживала.  

    В Золотой Орде состоялся неправедный суд, Михаил был осужден на смерть. Зверское убийство князя произошло 22 ноября / 5 декабря 1318 года. Когда тело убиенного князя повезли на Русь, начались чудеса: оно оставалось нетленным более года, ночью оказалось отвязанным от повозки и лежало лицом вниз на земле.

    А во время стоянки в городе Маджары произошло чудо светостояния: над хлевом, где положили тело Михаила, видели ночью «столп огнем от небеси и до земли, иные же – будто дугу небесную, склонившуюся к хлеву» (то есть радугу).   

    Семья же князя в Твери долгое время оставалась в неведении Тело привезли сначала в Москву, и Юрий долго не хотел его отдавать, и только в 1320 году удалось этого добиться. Его встречал с плачем весь город, князя похоронили в Спасо-Преображенском соборе. Почитание Михаила началось сразу после его смерти, к лику святых он был причислен в 1549 году. Мощи были обретены в 1632 году, от них совершались чудеса исцелений, но на сегодняшний день они утрачены.

    После смерти отца тверским князем стал старший сын Михаила и Анны Дмитрий, но он убил князя Юрия Даниловича, случайно встретив в Золотой Орде, за что был посажен в тюрьму и казнен.В 1327 году произошло восстание тверичей против татарского сборщика дани «Щелкана Дудентьевича», в котором участвовал ставший тверским князем второй сын Михаила и Анны Александр – и княжеская семья была вынуждена бежать в Ладогу, затем в Псков, а затем Александр – «в Литву и немцы». Вернувшись, был вызван в Орду и казнен вместе с сыном Феодором в 1339 году. Третьего сына Константина Анна женила на дочери Юрия Даниловича (видимо, тоже с целью укрепления мирных отношений), но после брата он княжил недолго, умер от болезни. Начались междоусобицы между родственниками, борьба за тверское княжение, и младший сын Василий ушел княжить в удельный Кашин. А Анна ушла в Софийский монастырь в Твери.  На ее долю выпали тяжелейшие скорби, но, как сказано в акафисте, она «в женском теле мужскую крепость возымела еси», не сломалась, а посвятила себя служению Богу и людям. Василий уговорил ее переехать в Кашин, выстроив для нее Успенский монастырь. Василий говорил Анне:«Как отец является небесным заступником для града Твери, так и ты будь для Кашина».  Анна пришла туда в 1367 году, но прожила недолго и преставилась в 1368 году, в один год с сыном Василием.

    Анну очень любили и почитали в Твери и в Кашине, но потом забыли. В 1611 году умиравшему от болезни человеку по имени Герасим во сне явилась женщина и назвалась Анной, сказав: «Что же вы забыли меня, не почитаете, и гроб мой не почитаете, и этим меня обижаете, а ведь я храню ваш город от напастей, ходатайствую о нем перед Господом». Тогда мощи Анны Кашинской обнаружили в порядком обветшавшем Успенском соборе, но прославление ее в лике святых состоялось в 1650 году, на канонизацию приехал царь Алексей Михайлович со всей семьей и свитой. Но позже, на волне борьбы с расколом, в 1678 году церковный собор постановил прекратить почитание преподобной Анны. У мощей Анны рука была сложена двуперстием (в ходе реформ патриарха Никона было предложено вернуться к более древней форме наложения крестного знамения – троеперстию), и представители Русской Православной Церкви, видимо, опасались, что Анна Кашинская может стать символом старообрядчества.

    Хотя кашинцы, конечно же, продолжали почитать свою святую покровительницу. Только после манифеста 17 октября 1905 года, когда была провозглашена свобода вероисповедания и старообрядцы перестали быть вне закона, Вторая канонизация святой благоверной великой княгини Анны Кашинской состоялась 12/25 июня 1909 года.  

    После октябрьского переворота 1917 года начались новые испытания. На тот момент мощи Анны Кашинской находились в Воскресенском кафедральном соборе (с 1817 года). В январе 1930 года они были вскрыты и помещены в Кашинский районный музей. В 1948 году по многочисленным просьбам духовенства и верующих они были возвращены в действующий на тот момент храм Вознесения Господня. В 1963 году в связи с закрытием Вознесенской церкви мощи были перенесены в церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в связи с ее ремонтом в 1986 году – в церковь Рождества Христова на Горе. И только в 1993 году мощи преподобной Анны Кашинской вновь перенесли в Вознесенский собор, который был возвращен Русской Православной Церкви и отреставрирован, где они и покоятся по сей день.

     Жители России не забывают, что Михаил Тверской и Анна Кашинская – святые покровители не только своих городов, но и семьи, любви и супружеской верности

 

Вопросы к викторине.

1.Покровителями чего являются святые Михаил Тверской и Анна Кашинская?

2.Какие тяжёлые испытания выпали на долю Михаила и Анны в начале их совместной жизни?

3.Сколько детей родилось у Михаила и Анны?

4.В какой битве Михаил одержал победу над Московско - Ордынским войском?

5.Как поддержала Анна своего мужа, когда его вызвали на суд в Золотую Орду?

6.Когда произошло убийство князя Михаила Тверского в Орде?

7.Какие чудеса происходили во время возвращения тела князя на Русь?

8.В каком соборе Твери похоронили князя Михаила Тверского?

9.Как в дальнейшем сложилась жизнь детей Михаила и Анны?

10.Чему посвятила себя Анна после смерти князя Михаила Тверского?

11.В какой город переехала жить Анна в конце жизни?

12.В каком соборе города Кашина покоятся мощи святой благоверной Анны Кашинской?

В Кашин на один день к святой Анне Кашинской

    В нашей школе с начала 2018-2019 учебного года  проходят мероприятия, посвященные памятным датам: 700-летию подвига благоверного князя Михаила Тверского и 650- летию преставления святой благоверной Анны Кашинской. Ребятам очень захотелось посетить город Кашин, где закончила свой жизненный путь святая благоверная Анна Кашинская .  

    День 21 октября стал поистине незабываемым  как для детей, так и для сопровождавших их взрослых. Мы отправились на экскурсию в Кашин – один из древнейших городов Тверской земли, он –ровесник  начала  освоения здешних мест славянами, а оно  началось еще в IX-X веках.

    Наше знакомство с этим городом началось с Кашинского краеведческого музея. 

 

     В экспозиции  музея  можно увидеть и крестьянскую избу, и купеческую лавку, и дворянскую гостиную. Здесь находятся портреты именитых кашинских купцов, коллекция подлинного севрского фарфора, подлинная мебель в стиле «ампир»,  произведения декоративно-прикладного искусства и старинные предметы быта и обихода ушедшей купеческой Руси.

    В музее богатейшая коллекция фотографических видов старого Кашина, которая  позволяет представить облики  дореволюционного города  и города советского времени. 

          

    Большой интерес проявили ребята к экспозициям музея, связанным с жизнью Анны Кашинской. Экскурсовод   очень интересно и подробно рассказала  об этой святой. 

  

    Следующая остановка на нашем пути –   Вознесенский собор, где находится   рака с мощами святой благоверной Анны Кашинской. В храме проходила божественная  литургия. Ребят  заворожили  церковное пение и убранство храма. Они поклонились мощам святой Анны Кашинской.   

    

     Дети увидели зажжённые свечи и узнали, что каждый огонёк  тянется вверх, и горящая свеча перед иконой — как  молитва верующих, которая тянется к Богу. Мы спросили у ребят: «О чём молятся люди в храме?». Они дали  правильные ответы: «Молятся о здоровье, чтобы не было ссор среди людей,  чтобы стать лучше, благодарят Бога в своих молитвах, если всё хорошо».  После  дети  поставили свечи за здравие родных и близких. Они получили массу впечатлений от посещения церкви. Уходя, они чётко понимали, что храм – это дом Божий, это место святое. Также они  узнали, что частицы мощей святой Анны Кашинской есть во всех церквях Кашина.

    Дальше наш путь лежал к Воскресенскому кафедральному собору. Каждый, кто подъезжает к Кашину, еще издали видит  Центральный собор города  с высокой 76 - метровой колокольней,  которая по сей день остается самой высокой в Верхневолжье. Впервые Воскресенский кафедральный собор упоминается в летописях 1382 года. В 1512-1520 гг. вместо деревянного, построен каменный храм. В 1711 г. собор сильно пострадал от пожара  и затем перестраивался несколько раз. Заново собор был отстроен в 1796-1804 гг., отделочные работы полностью завершены в 1817г. В 1872 году на колокольне  установили куранты, приобретенные на Лейпцигской ярмарке.  

 

    В 30-е годы прошлого века  началось постепенное разрушение собора:  колокола и кресты были сняты, разрушены иконостасы  и внутреннее убранство. С 1940 г. собор использовался как складское помещение. В 1975 г. в здании собора был открыт городской дом культуры .

    До 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей, а позже в  Вознесенский собор. По  окончании реставрации мощи  вернут в  Воскресенский кафедральный собор.   

    В самом соборе с 2012 года идут реставрационные работы, но он открыт для посещения. 

 

    Ребята с большим удовольствием поднялись на колокольню  собора и посмотрели на город с высоты птичьего полёта.

    В небольшом сквере около собора  установлен деревянный памятный крест с надписью «Сей Святый Крест возвышается на месте разрушенного Успенского собора - месте подвигов и погребения Благоверной княгини Анны Кашинской». 

    На площади перед Воскресенским собором находится памятник святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Памятник был торжественно открыт и освящен в день 100-летия второго прославления святой – 25 июня 2009 года. Автор памятника – народный художник России,  скульптор Андрей Николаевич Ковальчук. Он же является автором памятника  святого благоверного князя Михаила Тверского в Твери.

    И завершилась наша экскурсия в один из древнейших на Тверской земле Николаевском Клобуков монастыре, который  уже шесть с лишним веков стоит на этой земле. 

 

    Матушка Арсения тепло встретила наших ребят и с большим удовольствием провела для них экскурсию по монастырю. Она показала воссозданную деревянную  келью преподобного Макария Калязинского,  сделанную им собственноручно около 1425 года.

 

  В Алексеевском храме монастыря находится деревянная  рака, в которой при второй канонизации, в 1909 году, находились мощи святой Анны Кашинской, а также икона с частицей ее мощей.

    

В храмах монастыря более 200 частиц мощей святых.

    После посещения храма ребята поднялись на звонницу ,где им разрешили позвонить в колокола. 

   

    Экскурсия   в город Кашин  была очень насыщенна информацией и эмоциями. Она  оставила неизгладимое впечатление, детям захотелось вернуться  сюда вновь. Было приятно видеть, как ребята  имеют неподдельный  живой  интерес к духовным знаниям.